1-111. Философия - это тип рационального и критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой.
Философия — учение о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и познания. Соединение в философии двух начал — научно-теоретического и практически-духовного — определяет специфику.
Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно:
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
Философия - это тип рационального и критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой.
Культурой можно назвать совокупность результатов человеческой деятельности и самой этой деятельности.
Роль философии в культуре определяется тем, что она размышляет над основаниями культуры. Она извлекает культурные смыслы из социально-исторического контекста, очищает их от конкретики и превращает их в чистые понятия, оперируя которыми конструирует возможные идеальные миры. Фундамент культуры составляют ценности и знания, а рефлексией над ними занимается философия. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что должно быть, а не того, что есть.
2. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию), построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Существуют два подхода к решению основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической подхода в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
онтология
Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, где в отношениях материи и сознания первичной является материя.
материя реально существует; материя существует независимо от сознания; материя является самостоятельной субстанцией
Демокрит; Бэкон; Локк; Спиноза; Маркс; Энгельс; Ленин.
Достоинство материализма — опора на науку, логическая доказуемость.
Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания.
Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, где в материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). Раздел на: объективный идеализм (Платон, Гегель), субъективный идеализм (Беркли, Юм).
реально существует только идея; идея первична; вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей"; "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.); "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей», все существует только в сознании познающего субъекта (человека); идеи существуют в разуме человека;
Гносеология
Эмпиризм
Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения ("Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях").
рационализм
Основоположником рационализма считается Р. Декарт.
Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Существуют аксиомы, которые не нуждаются ни в каком опытном доказательстве, — "У квадрата равные углы", "Целое больше, чем его часть" и т. д.)
В настоящее время, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.
Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.
3.
Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
• основано на знании (а не на вере либо вымысле);
• рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
• логично (имеет внутреннее единство и систему);
• опирается на четкие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
• космоцентризм;
• теоцентризм;
• антропоцентризм.
Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетают реальные и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделял себя из природы. Ф. мировоззрение ориентируется на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Ф. мировоззрение унаследовало от мифологического и религиозного совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т. п., но отличается логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.
4. Натурфилосо́фия - исторический термин, обозначавший философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания[1].
Первой философской школой Древней Греции стала Милетская школа (Милет – город в Западном районе Малой Азии), существовавшая с VII по V вв. до н.э. Философские учения этой школы были натурфилософскими (объясняющими природный мир) теориями, представлявшими одновременно и первые физические и первые метафизические, онтологические концепции. Известны три крупных философа данной школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Первый философ Древней Греции Фалес (625 - 547 гг. до н.э.) был также известным математиком, астрономом, путешественником, политическим деятелем. Основными трудами философа являются: «О началах», «О равноденствии» и т.д.
Фалес выдвинул идею субстанции – первоосновы всего. Обобщив все многообразие мира, он усмотрел начало всего в воде. Вода – вездесущая стихия: все происходит из нее и в нее же обращается. Вода как естественное начало - носитель всех изменений и превращений. Ему первому пришла мысль о единстве мироздания. Позднее Аристотель отметит, что Фалес попытался найти физическое начало бытия без посредства мифов.
Фалес стоял на позиции, согласно которой жизнь – постоянное свойство материи, сущее - само по себе движущееся, а вместе с тем одушевленное. Материя, по его мнению, охарактеризуется чувствительностью, способностью к ощущению.
Приемником Фалеса и его учеником являлся Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.). Он также ставил вопрос об основе мира. Таковым у него явился апейрон - качественно неопределенное, беспредельное, вечное материальное первоначало, из которого состоят все вещи. Апейрон так же является генетическим началом космоса. Из него выделяются две пары противоположностей - горячее и холодное, влажное и сухое. Их комбинации порождают четыре основные стихии, из которых состоит все в мире: Вода (влажное, холодное), Воздух (влажное, холодное), Огонь (горячее, сухое), Земля (горячее, сухое). Самая тяжелая стихия – Земля – сосредоточивается в центре, образовывая цилиндр. На ее поверхности – более легкая стихия – Вода, далее Воздух. Земля, находясь в центре мира, парит в воздухе. Огонь образовал три сферы, разделенные воздушными перемычками. Сфера имеет вид колец. Непрерывное действие центробежных сил разорвало огненные сферы, и образовались Солнце, Луна и Звезды. Таким образом, все существующее в мире происходит из апейрона. С какой неизбежностью произошло возникновение мира, с такой же произойдет и его гибель. После возвращения мира в апейрон начинается новый процесс космогенеза, и число возникающих и погибающих миров бесконечно. Таким образом, Анаксимандр ввел важнейшую для философии идею – идею бесконечности.
Анаксимандру принадлежит версия о происхождении жизни. Он полагал, что она зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.
Третий представитель Милетской школы – Анаксимен (VI в. до н.э.) был также стихийным материалистом как Фалес и Анаксимандр. Но, не приняв такую абстрактную сущность как апейрон, в качестве первоначала всего сущего выбрал воздух – самую бесконечную и неопределенную стихию. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и представляют собой его модификации, образующиеся путем его движения (сгущения и раздражения).
Душа и Боги – тоже возникли из воздуха, и они материальны. Подводя итог, следует отметить, что милетцы впервые поставили вопрос: «Из чего все?» и, отвечая на него, подошли к идее субстанции, т.е. к первооснове всего сущего, к сущности всех вещей.
5. Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – великий древнегреческий философ. Родом из афинской аристократической семьи. Основные труды Платона: Диалоги («Пир», «Федр») и т.д.
Центральное место в его философии занимает учение об идеях. Согласно Платону существует два мира. Первый мир - мир телесный, хаотичный, тленный - «мир вещей». Второй мир – это «царство идей» – реальный, неподвижный мир, представляющий духовное множество, состоящее из идей (эйдосов).
Слово «идея» в обыденном языке во времена Платона означало внешний вид, образ, форма. Платон понимал идеи как прообразы вещей телесного мира, живущие самостоятельно, независимо от человека и первично по отношению к природе. Идеи есть образы наиболее общих, существенных признаков объекта, без учета индивидуальных свойств. Каждая идея вечна и неизменна, число их велико, но не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идеи человека, лошади и т.д.), идеи свойств и отношений (идея белизны, красоты) и т.д.
Царство идей обладает пирамидальной структурой. Внизу пирамиды находятся идеи конкретных объектов. Над ними располагаются более общие идеи животного. На верху пирамиды находятся идеи красоты, мужества. Венчает пирамиду единственная идея – идея «Блага» - источник истины.
Для объяснения мира вещей с его изменчивостью Платон был вынужден ввести понятие «материи». Материя как «некий строительный материал» телесна, но она мертва, бесформенна и непознаваема, материя вечна.
Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимосвязь: идеи присутствуют в вещах (она их творец), и определяют цель развитие вещей. Она творит их в соответствии с идеальным замыслом, превращая хаос в порядок и гармонию.
6.
Материали́зм - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции — материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей.
В античности еще Фалес Милетский считал, что все возникает из воды и в неё превращается. Анаксимен, полагали, что все возникает из воздуха. Гераклит - все возникает из огня. По мнению, Наиболее последовательно проводили материалистическую линию Левкипп, Демокрит.
Левкипп из Милета (V век до н. э.) — древнегреческий философ, один из основоположников атомистики, учитель Демокрита.
Продолжая традицию ионийских философов прежде всего милетской школы, он впервые выдвинул атомистическое учение. Не исключено, что Левкипп ограничивался лишь устным изложением своего учения.
Придерживаясь идеи о неизменяемости и однородности сущего, для объяснения разнообразия предметов он утверждает наличие пустоты, разделяющей всё сущее на множество элементов. Свойства этих элементов зависят от ограничивающего их пустого пространства, различаются они по величине, фигуре, движению, но все элементы мыслятся как однородные, непрерывные и потому неделимые (atomoi).
Демокри́т Абдерский (Δημόκριτος; Абдеры, ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) — древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии.
Демокрит считал первоначалом бытия атомы. Атомы - мельчайшие, неделимые частицы, чувственно не воспринимаемые по отдельности. Каждый атом вечен и неизменен, не возникает и не исчезает. Количество их бесконечно. Атомы различаются величиной и формой и положением в пространстве. Они обладают силой самодвижения и очень подвижны. Соединения атомов образует все многообразие природы. И Бог (космический разум) и душа также состоят из круглых и особо подвижных атомов. Демокрит был основоположником детерминизма (учение, в котором утверждается причинная обусловленность любого явления). По его мнению, ничто, происходящее в мире, не возникает беспричинно, все появляется в силу необходимости (все происходящее в мире – результат движения, столкновения атомов). Случайность придумали люди для оправдания собственного невежества. Живое возникает из неживого без вмешательства Богов и без какой-то цели. Из земли и влаги зародились сначала земноводные животные, а потом сухопутные.
Демократ создал свою теорию познания. Он выделяет «темное» познание с помощью органов чувств (зрения, обоняния, слух). Человек воспринимает некие флюиды вещей, которые, попадая в наши органы чувств, порождают ощущения, восприятия, т.е. образы предметов. Темное познание дополняется «рациональным» познанием, т.е. работой ума, которая предполагает теоретическое обобщение фактического материала.
7.Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.)
Он является основоположником ряда наук: логики, психологии, биологии, экономики и истории. По характеристике Ф. Энгельса, Аристотель – «самая универсальная голова среди всех древних греков», ученый-энциклопедист.
Философию Аристотель делил на три вида, одним из видов (помимо практической, поэтической и логики) является
• теоретическая, изучающая проблемы различных сфер бытия, происхождения всего сущего, причины различных явлений (получила название "первичная философия");
Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир вещей" и "мир чистых идей", и "мир вещей" в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материальным отображением соответствующей " идеи".
Ошибка Платона, по Аристотелю, в том, что он оторвал "мир идей" от реального мира и рассматривал "идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью, которая имеет и свои собственные формы.
Аристотель дает свою трактовку данной проблемы:
• не существует "идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира;
• существуют только единичные и конкретно определенные вещи;
• данные вещи называются индивидуумы, то есть существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не "идея лошади", воплощением которой данная лошадь является;
• индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов - вторичной.
Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Дать ответ на этот вопрос (что такое бытие) Аристотель пытается через высказывания о бытие, то есть через категории (в переводе с древнегреческого — высказывания).
Аристотель выделяет 10 категорий, которые отвечают на поставленный вопрос (о бытии), причем одна из категорий говорит о том, что такое бытие, а 9 остальных дают его характеристики. Данными категориями являются: сущность (субстанция)// • количество; • качество; • отношение; • место; • время; • положение; • состояние; • действие; • страдание.
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Т.е. опыт не является, последней инстанцией достоверности знания. Отправным пунктом познания являются ощущения, получаемые в результате воздействия внешнего мира на органы чувств, без ощущений нет знаний. Ощущения - достоверные свидетельства о вещах, но сами по себе ощущения обуславливают лишь первую и самую низшую ступень познания.
8. Теоцентризм – принцип, согласно которому Бог является центром мироздания.
Патристика – это религиозно-философское учение, которое сыграло доминирующую роль в формировании христианской ортодоксальной теологии (ученье о сущности Бога).
Схоластика – это этап в развитии средневековой философии, на котором происходил поиск рационального (философского) доказательства всего того, что провозглашала вера.
По своему содержанию средневековая философия есть теоцентризм, т.е. признание Бога источником и основой всего сущего, центром мироздания, сверхъестественной и всемогущей силой. Характерные свойства: традиционализм и ретроспективность: «чем древнее, тем подлиннее» – такова максима средневекового сознания. Самое древнее – это Библия. Она есть парадигма знания о мире, Боге, человеке и его истории. Своеобразие средневековой философии заключается в ориентации на принципы то, что Бог один и откровения (способ познания Бога, и истина обретается не столько разумом, сколько верой).
Философии средних веков концентрировалась вокруг решения нескольких важнейших вопросов. Среди них главной была проблема единобожия: Бог рассматривался как духовное первоначало. Философы средневековья поставили вопрос о том, совершается ли божественная деятельность на основе его воли, или над ним есть некий высший разум. Была поставлена проблемы Человека и Личности. Человеческое существо рассматривалось как сотворенное, противоречивое, он наделен телом животного, в нем кипят страсти.. Но в то же человек является венцом творения, образом и подобием Бога. Он духовен, обладает разумом и волей и является властелином природы.
Вопрос о соотношении философии и религии мыслители решали однозначно: философия стоит под верой. Как указывал Фома Аквинский: «Истина, добытая разумом, это философия, но она должна быть отвергнута, если противостоит теологии».
Основным временем развития патристики – Ш - VIII вв.
Важнейшими проблемами философско-теологического характера, которые обсуждались в патристике, были вопросы о троичности Бога и о соотношении между божьими ипостасями. В 325 г. на Никейском соборе был выработан символ христианской веры. Отныне основной догмат христианства стал звучать так: «Бог единственен и един, но он одновременно существует как бы в трех лицах – как Бог-отец, Бог-сын и Бог- дух святой». Обсуждались догматы о природе Христа (божественной, человеческой или богочеловеческой).
Расцвет средневековой философии принято связывать со схоластикой. Под схоластикой понимают поиск рационального (философского) доказательства всего того, что провозглашала вера. Основные принципы схоластики заключаются в следующих положениях: истина дана в откровении; надо изложить и доказать эту истину посредством разума (философии) в беседах, построенных на логике; используя философские аргументы, необходимо исключить критику святых истин.
В отличие от патристики, которая занималась формированием христианских догм на основе священного писания, схоластика стремилась осмыслить догматические постулаты христианства с рационалистических позиций и с помощью логического инструментария.
9. Крупнейшим представителем ранней схоластики был Иоанн ЭригЕна ( 810 + 70 ирландский философ, богослов, поэт и переводчик). Решая проблему соотношения веры (откровения) и знания (разума), Эриугена утверждал, что между ними не может быть противоречий. Он первый выдвинул тезис, относящийся ко всей схоластики: подлинная религия является и подлинной философией и наоборот, сомнения, выдвигаемые против религии, опровергают и философию.
Английский философ Ансельм Кентерберийский («второй Августин») 1033 + 60. Он подчеркивал, что вера предшествует разуму, ее положения составляют для него норму. Разум – это техническое средство для веры, которую он должен оправдывать. Ансельм отстаивал также тезис о реальности общих понятий, якобы существующих вне и до конкретных вещей. Он считал, что единый и внеприродный Бог содержит в себе всю совокупность понятий и идей, являющихся источниками всего многообразия вещей.
Французский философ Пьер Абеляр (1079 – 1142 гг.), рассматривал проблему соотношения веры и разума. Он подчеркивал преимущества разума (логического мышления) перед слепой верой. Вера есть, по его определению, предположения о вещах невидимых и недоступных человеческим чувствам.
В своем учении о человеке Фома Аквинский (итальянский философ и теолог, 1225) считал, что наличие разума приближает человека к ангелам («чистым духам»). Обладание свободной волей обязывает человека нести ответственность за свои поступки. Разум - основное орудие души, некий божественный свет. С помощью разума человек может анализировать и доказывать, например, истину о том, что Бог существует. В этом процессе особое значение играет откровение – самообнаружение Бога в мире. Однако некоторые истины недоступны человеческому разуму (например, положение о триединстве Бога). Они требуют от человека открытого сердца и веры. Таким образом, знание, разум и вера находятся в состоянии гармонии, дополняют друг друга.
В решении проблемы универсалий Фома придерживался позиции умеренного реализма, принимая троякое существование универсалий: до конкретных вещей (в уме Бога), в конкретных вещах, после конкретных вещей – в уме человека
Понятие «универсалий» сливается у Фомы с аристотелевским понятием «формы», универсалии трактуются как сущности соответствующих вещей. Но не каждая сущность обладает существованием в реальности. Только у Бога сущность и существование совпадают.
10. Особенностью философии Нового времени является возросший интерес к проблемам гносеологии и методологии. Перед гносеологией стояла задача объяснить процесс познания и найти оптимальные пути постижения истины. В объяснении процесса познания возникло противостояние между эмпириками и рационалистами. Первые делали ставку на чувственный опыт, а вторые – на разум, несущий в себе неограниченные возможности познания мира. Но и те, и другие были единодушны в том, что знание – сила.
Основоположником методологии познания мира в условиях Нового времени явился Фрэнсис Бэкон. Бэкон видел источник знаний и критерий их истинности в опыте. Рассматривая познание как отображение внешнего мира в сознании людей, философ отмечал, что его метод опирается на чувства как исходный момент познания. Чувственное познание реализуется через эксперимент. Опираясь на наблюдение и эксперименты, человек получает факты о природе, которые он может описать, но разум должен перерабатывать данные опыта, находить коренные причинные связи явлений, раскрывать законы природы. Бэкон разрабатывает метод познания - индукцию. Индукция характеризует логику познающей мысли, идущей от знания повторяющегося признака у отдельных явлений к выводу о принадлежности этого признака всем явлениям определенного класса. Значительным препятствием в развитии действительного познания служат предрассудки, вжившиеся, или даже врожденные представления, которые способствуют тому, что мир в нашем сознании отражается не полностью адекватно. Бэкон называет эти представления идолами и призывает освободить человеческий разум от ложных представлений.
Учение об идолах, согласно автору, поможет преодолеть их, т.к. дает о них знание.
Бэкон вводит четыре основных типа идолов:
- «идолы рода» - врожденные идолы, коренящиеся в несовершенстве органов чувств и ограниченности человеческого ума;
- «идолы пещеры» возникают у человека индивидуально благодаря специфическим условиям его воспитания, поклоняясь авторитетам;
- «идолы рынка» порождаются формами общения между людьми, прежде всего неточностью языка, неправильным словоупотреблением;
- «идолы театра» порождаются слепой верой традиционные философские учения, которые своей искусственной формой напоминают театральное представление.
Своим учением об «идолах» Ф. Бэкон стремился очистить сознание людей от влияния схоластика, всевозможных заблуждений и создать тем самым условия для успешного развития и распространения знаний, основанных на опытном изучении природы.
Философия английского мыслителя Джона Локка (1632 – 1704 гг.) также была связана с гносеологической проблематикой. Он отмечал, что человеческое сознание – чистый лист бумаги, лишь опыт этот лист заполняет письменами. Локк понимал опыт как воздействие предметов окружающего мира на наши органы чувств. Поэтому для него ощущения являются основой всякого познания.
Однако одновременно с этим Локк делит опыт на внешний и внутренний. Внешний - обретенный при посредстве восприятия чувственного мира, а внутренний - опыт, который мы получаем через рефлексию (внутренняя деятельность нашего сознания, движение мыслей).
Французский мыслитель Р. Декарт - родоначальник классического рационализма. В работе «Рассуждения о методе» Декарт приходит к выводу, что источник знаний и критерий истинности находится не во внешнем мире, а в разуме человека.
Исходным пунктом и главным принципом познания у Декарта выступает принцип сомнения. Во всем необходимо сомневаться познающему субъекту (во всем можно сомневаться: и в традиционных идеях, и в данных чувств, чувства слабы и неясны). Но единственный достоверный факт, в котором не приходится сомневаться есть мышление (т.е. сама сомневающаяся мысль). Врожденными являются универсальные суждения («у ничто нет свойств», «у всякой вещи есть причина» и т.д.), математические аксиомы (2+2=4) и законы, они находятся как бы в свернутом виде в уме человека, а в сознании ученого они разворачиваются и становятся ясными. Декарт строит свой метод как движение мышления в пределах самого мышления без обращения к чувственному опыту, т.е. его метод развертывается как логическая дедукция. Дедукция – движение от общей истины к частным положениям. На основе установленных законов дедукция позволяет обосновать знание частного характера. Она включает в себя четыре правила, гарантирующих достижение истинного знания разумом:
- не принимать некогда любую вещь за истинную, если ты ее не познал как истинную с очевидностью, избегать поспешности и заинтересованности (правило скепсиса);
- разделить каждый из вопросов, который следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить (правило аналитичности);
- совершать везде такие полные расчеты и обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошел (правило систематизации);
- свои идеи располагать в надлежащей последовательности, начиная с предметов наипростейших и легко познаваемых, продвигаться медленно, как бы со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных (правило систематизации).
Рационализм направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.
Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое.
Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно).
Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум.
Рационалисты были оппонентами эмпиристов — сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт.
Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:
• сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;
• разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.
Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.
Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.
Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.
Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США).
Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов.
11. Р. Декарт не отвергал чувственное познание. Мыслящее Я – сознание овладевает вещами окружающего мира при помощи собственной (идейной) активности. Однако он считал, что идеи, полученные через чувственное познание, следует подвергнуть наиболее подробной (скептической) критике. Также необходимо подвергать критике и суждения разума, которые, как показывает опыт, много раз приводили к ошибкам.